Графические изображения, хранящиеся в аналоговой (непрерывной) форме на бумаге, фото- и кинопленке, могут быть преобразованы в цифровой компьютерный формат путем пространственной дискретизации. Это реализуется путем сканирования, результатом которого является растровое изображение. Растровое изображение состоит из отдельных точек (пикселей - англ. pixel образовано от словосочетания picture element, что означает элемент изображения), каждая из которых может иметь свой цвет.
Качество растрового изображения определяется его разрешением (количеством точек по вертикали и по горизонтали) и используемой палитрой цветов (16, 256, 65536 цветов и более). Из формулы 2.2 можно определить какое количество бит информации необходимо выделить для хранения цвета точки (глубину цвета) для каждой палитры цветов.
Пример 1. Определить глубину цвета в графическом режиме True Color, в котором палитра состоит из более чем 4 миллиардов (4 294 967 296) цветов.
I = log242 949 67 296 = 32 бит
В современных компьютерах используются различные графические режимы экрана монитора, каждый из которых характеризуется разрешающей способностью и глубиной цвета. Для реализации каждого графического режима требуется определенный объем видеопамяти компьютера.
Пример 2. Определить объем видеопамяти компьютера, который необходим для реализации графического режима монитора High Color с разрешающей способностью 1024´768 точек и палитрой из 65536 цветов.
Глубина цвета составляет:
I = log265 536 = 16 бит
Количество точек изображения равно:
1024´768 = 786 432
Требуемый объем видеопамяти равен:
16 бит ´ 786 432 = 12 582 912 бит » 1,2 Мбайта
Важнейшими характеристиками монитора являются размеры его экрана, которые задаются величиной его диагонали в дюймах (15”, 17”, 21” и т.д.) и размером точки экрана (0,25 мм или 0,28 мм), а разрешающая способность экрана монитора задается количеством точек по вертикали и горизонтали (640´480, 800´600 и т.д.). Следовательно, для каждого монитора существует физически максимально возможная разрешающая способность экрана.
Пример 3. Определить максимально возможную разрешающую способность экрана для монитора с диагональю 15” и размером точки экрана 0,28 мм.
Выразим размер диагонали в сантиметрах:
2,54 см ´ 15 = 38,1 см
Определим соотношение между высотой и шириной экрана для режима 1024´768 точек:
768 : 1024 = 0,75
Определим ширину экрана. Пусть ширина экрана равна L, тогда высота равна 0,75L. По теореме Пифагора имеем:
L2 + (0,75L)2 = 38,12
1,5625L2 = 1451,61
L2 » 929
L » 30,5 см
Количество точек по ширине экрана равно:
305 мм : 0,28 мм = 1089
Максимально возможным разрешением экрана монитора является 1024´768.
Пример 4. Запишите код красного цвета в двоичном, шестнадцатеричном и десятичном представлении.
Красный цвет соответствует максимальному значению интенсивности красного и минимальным значениям интенсивностей зеленого и синего базовых цветов. Таким образом, числовой код красного цвета следующий:
Коды/Цвета |
Красный |
Зеленый |
Синий |
двоичный |
11111111 |
00000000 |
00000000 |
шестнадцатеричный |
FF |
00 |
00 |
десятичный |
256 |
0 |
0 |
Пример 5. Сканируется цветное изображение размером 10´10 см. Разрешающая способность сканера 600 dpi и глубина цвета 32 бита. Какой информационный объем будет иметь полученный графический файл.
Разрешающая способность сканера 600 dpi (dot per inch – точек на дюйм) означает, что на отрезке длиной 1 дюйм сканер способен различить 600 точек.
Переведем разрешающую способность сканера из точек на дюйм (1 дюйм = 2,54 см) в точки на сантиметр:
600 dpi : 2,54 » 236 точек/см
Следовательно, размер изображения в точках составит 2360´2360 точек.
Общее количество точек изображения равно:
2360´2360 = 5 569 600
Информационный объем файла равен:
32 бит ´ 5569600 = 178 227 200 бит » 21 Мбайт
1. Определите количество цветов в палитре при глубине цвета 4, 8, 16, 24, 32 бита.
2.Черно-белое (без градаций серого) растровое графическое изображение имеет размер 10*10 точек. Какой объем памяти займет это изображение?
3. Цветное (с палитрой из 256 цветов) растровое графическое изображение имеет размер 10*10 точек. Какой объем памяти займет это изображение?
4. Определите требуемый объем видеопамяти (в Кб и Мб) для различных графических режимов экрана монитора. Заполните таблицу.
Разрешающая способность экрана |
Глубина цвета (бит на точку) |
|
||||
4 |
8 |
16 |
24 |
32 |
|
|
640 на 480 |
|
|
|
|
|
|
800 на 600 |
|
|
|
|
|
|
1024 на 768 |
|
|
|
|
|
|
1280 на 1024 |
|
|
|
|
|
|
5. Достаточно ли видеопамяти объемом 256 Кбайт для работы монитора в режиме 640 ´ 480 и палитрой из 16 цветов?
6. Заполните таблицу цветов при 24-битной глубине цвета в шестнадцатеричном представлении.
Название цвета |
Интенсивность |
||
Красный |
Зеленый |
Синий |
|
Черный |
|
|
|
Красный |
|
|
|
Зеленый |
|
|
|
Синий |
|
|
|
Белый |
|
|
|
|
|
|
|